Исход 12:14
Значением праздника объясняется его постоянное совершение за все то время, в течение которого будет сохранять свою силу ветхозаветный культ. Только в этом смысле Пасха - «установление вечное» (см. 1-е Коринфянам 5:7). Подобно другим праздникам и установлениям, ветхозаветная Пасха является тенью, прообразом будущего (К Колоссянам 1:15-17). В пасхальных постановлениях тень будущего прозревали еще ветхозаветные писатели. Грядущему Мессии они усвояли такие названия, которые, очевидно, заимствованы от пасхального агнца. Так, пророки Исайя и Иеремия уподобляют Его агнцу (Исаия 53:7; Иеремия 11:19), и в этом уподоблении новозаветные писатели видят ясное указание на Иисуса Христа (Деяния 8:32-35). Сообразно с этим название агнца прилагается к Нему и в Новом Завете (От Иоанна 1:29; 1-e Петра 1:19), а святой Иоанн Богослов, рассказывая, что воины не перебили голеней Христа, замечает: «сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (19:33-36; Исход 12:10). Более подробно раскрывают преобразовательное значение Пасхи отцы и учители Церкви. «Агнец, - говорит Кирилл Александрийский, - долженствовал быть предварительно избран и отделен от стада для жертвы: так и Христос от вечности предопределен к страданию за род человеческий». От пасхального агнца требовалось, чтобы он был совершен, без порока, мужеского пола, однолетен (Исход 12:5). Все эти черты, по указанию отцов Церкви, ясно изображают Иисуса Христа. Совершенство агнца - совершенство Христа не только по божеству, но и по воспринятому естеству, которое помазано божеством. Непорочность агнца - непорочность Христа, потому что Он врачует от позора и недостатков и скверн: сам Он воспринял на Себя наши грехи и болезни, но сам не подвергся ничему требующему врачевания. Агнец берется единолетен, как солнце правды (Малахия 4:2; Григорий Богослов). В заклании пасхального агнца отцы Церкви видят соответствие с великой Жертвой. И прежде всего время заклания совпало с временем распятия Христа. «Он (Моисей), - говорит святой Ириней, - знал и день страдания Его и образно предсказал его под именем Пасхи. И в этот самый праздник Господь пострадал, совершая Пасху». «В четырнадцатый день агнец пасхальный заклан во образ Господа, распятого на кресте», замечает Ефрем Сирин. Кропление кровью пасхального агнца - образ нашего искупления кровью Христа (Кирилл Александрийский). «Вкушение пресных хлебов, по его словам, - указание на то, что сделавшиеся причастниками Христа должны питать душу свою не заквашенными, чистейшими пожеланиями, приучая себя к чуждой коварства и свободной от порочности жизни». Горькие травы - образ страданий, которые мы должны переносить по любви к Тому, Кто ради нас пошел на смерть.