Исход 12:8
Пасхальная трапеза символизировала общее единение участников трапезы между собой и с ее учредителем - Богом. На такое значение пасхальной вечери указывают условия вкушения агнца. Приготовляемый без раздробления на части, пасхальный агнец являлся символом единства и целостности, указывал, что вкушавшие его должны вступить в общение с Господом. В связи с выражаемой пасхальной трапезой мыслью об общении евреев с Богом стоит повеление вкушать агнца с опресноками и горькими травами. В Египте Израилю грозила опасность заразиться развращением своих повелителей (Иисус Навин 24:14). Но Господь вывел его из страны порабощения, избрал в народ чистый, святой. Как таковой, он должен изгнать из своей среды прежнюю закваску - нравственную порчу, начать новую безгрешную жизнь. Знаком этого и служило оставление в праздник Пасхи квасного хлеба, символа всего порочного (От Матфея 16:6; 1-е Коринфянам 5:7-8), и вкушение опресноков, хлеба чистого (евр. mazzot - чистый, ср. 1-е Коринфянам 5:8). Побуждением проводить такую жизнь служило, в особенности, божественное благодеяние - освобождение от египетского рабства. Напоминанием о горечи этого последнего служило вкушение горьких трав (πικριδως - LXX, род самой горькой травы, соответствующей дикому латуку), употребление которых, равно как и горькой пищи, служит обычным символом бедствий и страданий (Псалтирь 68:22; Иеремия 2:19). «Не ешьте от него недопеченного или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне» не стоит в противоречии с Второзаконие 16:7: «ты должен сварить (башал) и есть». Глагол «башал» не значит «варить», а просто «делать готовым», и потому может быть одинаково употреблен и по отношению к печению на огне, и варению в воде.